Скорбь под маской: маскированная или ларвированная депрессия

Живой пример

Чтобы стало яснее, о чём идёт речь, — сразу представлю жизненную картинку. Типичный случай из моей собственной практики. На протяжении нескольких лет пациентка, молодая женщина, обращалась с жалобами к врачам разного профиля в нашей поликлинике. Гастроэнтерологу она жаловалась на боли под ложечкой, изжогу, спазмы в области живота. При объективном осмотре — ФГС, рентгене, УЗИ — болезни выявить не удалось. После этого, как по волшебству, проблемы с пищеварением исчезли, уступив место жалобам кардиологического плана. Больная посещала кардиолога, сообщая о болях в левой половине груди, приступах сердцебиения и скачках артериального давления. Поскольку ЭКГ и УЗИ сердца также показали норму, у врача появились сомнения в происхождении жалоб. Кардиологам и терапевтам отлично известно, в каком именно месте обычно локализуется боль при стенокардии и какими симптомами это сопровождается. Кардиолог предложила даме посетить психиатра, но та с возмущением отказалась. Проблемы с сердцем (видимо, от «праведного» гнева) — как рукой сняло, и пациентка атаковала гинекологов. Запустился очередной неспешный процесс обследования и лечения, и (сюрприз-сюрприз!) — такой же безрезультатный, как предыдущие. А потом жертвами «сложной» больной пали уролог, эндокринолог, невролог… И наступал «момент истины», когда каждый их них произносил мантру: «Девушка, Вам к психиатру!..»

Маскированная депрессия (или же ларвированная, соматизированная депрессия — от латинского larva, то есть «личинка», «зародыш») — это разновидность депрессивного состояния, при котором сниженное настроение маскируется преобладающими в клинической картине соматическими и вегетативными симптомами, а также психопатологическими признаками другого, не депрессивного характера (навязчивости, наркоманические приступы). Собственно аффективные депрессивные симптомы при этом оттесняются на второй план, что создает серьезные трудности в диагностике ларвированных депрессий.

Блейхер В. М., Крук И. В. Толковый словарь психиатрических терминов. Воронеж: НПО «МОДЭК», 1995

И вот пациентка появилась в моем кабинете, чтобы обрушить мне на голову накопившиеся жалобы на здоровье, а заодно — на нерадивых эскулапов, беспомощных перед недугами страдалицы. Гнев ее был праведен, а решимость восстановить свою репутацию — велика… Ну а выяснилась, в итоге, банальная вещь. Муж пациентки пил. И изменял. Игнорировал супругу всячески. А на работе не было карьерного роста, а была лишь придирчивая начальница и «блатные» коллеги. Становилось очевидным, что выстроенные в юности воздушные замки — растворяются в воздухе, в то время как молодость съедается работой, бытом и пустой нервотрепкой. И настроение стало снижаться… Появилась тревога, напряжение, бессонница, усталость, раздражительность. А потом пришли боли…

Пациентке удалось помочь. Через месяц она уверенно пошла на поправку. Но самое сложное в такой ситуации — это не устранение проявлений болезни, а борьба с их причинами, первоосновой, запустившей процесс недуга. И в этом врачи помочь, как правило, не в силах. Человек должен сам определять жизненные приоритеты и изменяться с учетом обстоятельств своей судьбы.

От 1/3 до 2/3 всех пациентов, наблюдающихся у врачей широкого профиля, а также у узких специалистов, страдают депрессией, маскированной ипохондрической симптоматикой или жалобами на физическое недомогание. По поводу этих расстройств женщины в 2–3 раза чаще мужчин обращаются за помощью к врачу первичного звена здравоохранения.

(Смулевич А. В., Сыркин А. Л., Рапопорт С. И. и др. Органные неврозы как психосоматическая проблема // Журнал неврол. и психиатр. 2000. № 12. С. 4–12).

В ситуации ларвированной депрессии классические симптомы и депрессивные проявления (пониженный эмоциональный фон, апатия, уход от контактов с внешним миром) — могут быть незначительными или даже совсем отсутствовать. Хотя это спорный вопрос, связанный в ряде случаев с недостаточным вниманием врача к жалобам или поведению пациента. Больной часто не осознаёт депрессивного расстройства. Он может быть убежден в наличии у себя какого‑либо редкого и трудно диагностируемого заболевания внутренних органов, либо обращает внимание свое и докто-ров — на какие‑либо невротические симптомы, расстройства биологического ритма, бессонницу. В моей практике, например, основную массу таких пациентов поставляют коллеги — кардиологи и гастроэнтерологи, да и невролог с терапевтами не отстают. Очевиден простой факт: чем опытнее, квалифицированнее врач-интернист — тем чаще возникают у него подозрения, что судьба свела его с клиентом психиатра. И, как показывает опыт, внимательные врачи редко ошибаются!

Диагностика

image Из-за вариабельной клинической картины постановка диагноза ларвированной депрессии сопряжено с определенными трудностями. Состояние пациента оценивают по нескольким критериям. В первую очередь это результаты психологического анкетирования по специальным тестам, разработанным для оценки тяжести депрессивного расстройства, склонности к суициду.

Но кроме того, необходимо исключить и возможные соматические заболевания. Поэтому помимо нейропсихологического тестирования рекомендуют пройти комплексное диагностическое обследование, которое включает:

  • рентгенографию грудной клетки;
  • УЗИ внутренних органов, с осмотром предстательной железы у мужчин, молочных желез и репродуктивных органов у женщин;
  • ЭКГ и ЭхоКГ;
  • допплерографию коронарных и церебральных сосудов;
  • клинические и биохимические анализы крови, мочи и кала;
  • исследование крови на основные маркеры скрыто протекающих инфекций (например, гепатит);
  • по показаниям — компьютерную томографию, ПЭТ-сканирование и т.д.

Чем опасны «диверсанты»?

В этих состояниях проявления депрессии скрыты за «фасадом» разнообразной соматовегетативной симптоматики, поэтому у врача поначалу создается впечатление наличия соматического заболевания. Больные обращаются не к психиатру, а к другим специалистам, долго безуспешно обследуются и лечатся в больницах, где иногда предпринимаются даже серьезные вмешательства. При этом врачи не всегда обращают внимание на пониженное настроение больных, их высказывания о тяжести соматического состояния и безуспешности терапии, а в ряде случаев и о нежелании жить. Эти жалобы часто связывают с тяжестью основного заболевания. В то же время опасность самоубийства при маскированных, как и при классических депрессиях, велика.

Такие пациенты неохотно идут к психиатрам даже тогда, когда возникает предположение о психическом расстройстве. Период лечения у различных специалистов может растягиваться надолго, достигая иногда 5–8 лет, причем тяжесть депрессии обычно нарастает. Суицидальные попытки в общесоматических стационарах — не редкость, причем изучение историй болезни таких суицидентов показывает наличие нераспознанной вовремя ларвированной депрессии. Медперсонал и врачи-интернисты зачастую не готовы к подобному повороту событий, в отличие от работников психиатрического направления, которые «всегда на стороже».

В некоторых случаях и врачи-психиатры не могут исключить наличие соматического заболевания или же связывают подавленное настроение с трудностью диагностики и лечения предполагаемой «внутренней» болезни.

В чём опасность скрытой депрессии

Бытует мнение, что СД опасна угрозой срыва, при котором длительно подавляемые отрицательные эмоции вырвутся наружу, в результате чего человек или покончит с собой, или причинит вред окружающим. Такой исход не исключается, но всё же рассматривается как крайне маловероятный.

Настоящая опасность СД заключается в резком снижении качества жизни, которая превращается больше в «существование» безо всяких радостей или хоть сколько-то положительных переживаний.

Больные, имеющие депрессивное расстройство, сами себя часто сравнивают с роботами, которые «функционируют» в основном ради блага их семьи или близких родственников. Дни, месяцы и даже годы сливаются для них в одно беспросветное серое пятно без единого проблеска позитива или желанной цели.

Такая жизнь, по словам самих же пациентов, напоминает им 7-й круг ада Данте — и это достаточно красноречиво описывает главную угрозу скрыто протекающей и нелеченной депрессии.

Разведка боем

Больные с маскированными депрессиями встречаются в практике врачей многих специальностей. К педиатрам могут обратиться с жалобами на головные боли и боли в животе. При этом дети иногда жалуются на чувство усталости, плохой сон, исчезновение способности радоваться жизни, ухудшение успеваемости, трудности в принятии решения (если речь идет о детях старшего возраста). Диагноз соматического заболевания, который мог бы объяснить подобные жалобы, обычно поставить не удается.

Невропатологи и нейрохирурги принимают больных, страдающих головными болями, которые иногда вызывают подозрение на наличие опухоли мозга, а также с жалобами на боли в области лица, позвоночника, конечностей.

К терапевтам обращаются пациенты с жалобами на нарушения деятельности сердца с появлением болей, усиленное или учащённое сердцебиение, ощущения стеснения в груди, причем у них могут отмечаться изменения на ЭКГ, исчезающие после терапии антидепрессантами. В практике терапевтов могут встречаться «маски» в виде приступов бронхиальной астмы, колитов, гастритов, язвенной болезни.

К хирургам обращаются больные с жалобами на боли и неприятные ощущения в брюшной полости. В некоторых случаях почти полностью имитируется картина «острого живота», что может приводить к неоправданным оперативным вмешательствам.

К гинекологам приходят пациенты с различного рода дисменореями и болями в области придатков, к дерматологам — с экземами, дерматозами.

Больные с ларвированными депрессиями, которых встречают оториноларингологи, жалуются на боли в ушах или ощущения «закладывания», на нарушение глотания, хрипоту или ощущения «кома в горле», неопределенные боли в области рта и глотки.

К офтальмологам направляют больных с ощущением расплывчатости зрения, появлениями блефароспазма. Стоматологи принимают больных с ларвированными депрессиями, страдающих болями невралгического характера, что может приводить к удалению зубов, после чего боли не исчезают.

У врачей-психиатров подозрение на ларвированные депрессии должны вызывать все виды наркоманий, периодически возникающие невротические расстройства, различного рода нарушения поведения в детском и подростковом возрасте.

Виды

Субдепрессии различают по характеру течения и проявлений. От вида зависит схема и длительность лечения.

Типы дистимий:

  1. Резидуальная – хронически протекающая субдепрессия с эпизодами неполных ремиссий. Обычно возникает на фоне недостаточного лечения большой депрессии.
  2. Постадаптационная – с преобладанием невротических симптомов: эмоциональной неустойчивости, вины, тревоги и т. п. Часто формируется при недостаточном лечении реактивной депрессии.
  3. Старческая – субдепрессия старшего возраста с симптомами, характерными для органического поражения мозга.
  4. Эндореактивная – формируется из-за травмирующего события. Характерно переплетение классических депрессивных и реактивных проявлений.
  5. Соматизированная или катестетическая – встречается чаще остальных типов. Преобладают соматические жалобы – одышка, плохой сон, запоры, чувство сердцебиения, слезливость, головокружение, тахикардия, тремор конечностей, повышенная потливость. Проявляется подавленностью и тревожностью за своё здоровье. При отсутствии лечения может присоединяться жжение в области кишечника и гортани, боли в эпигастрии.
  6. Характерологическая – склонность к хандре, пессимизм, угрюмость, придирчивость сопровождают таких пациентов на протяжении большей части жизни. На фоне этого возникает недовольство собой и своей жизнью, а также повышенная чувствительность к критике и чужому мнению. Жалобы на состояние явно преувеличены – симптомы ипохондрии и истерии.

Пациента с каждым типом субдепрессии лечат по индивидуальной схеме. Иногда выйти из состояния удаётся без медикаментозной поддержки, а некоторые пациенты нуждаются в пожизненном приёме препаратов.

Как распознать врага?

Сразу должен оговориться, что четких критериев диагностики маскированных депрессий не существует. Установить диагноз помогает то, что соматовегетативные симптомы обычно не укладываются полностью в рамки заболевания, которое они имитируют, и врачи непсихиатрических специальностей, как правило, замечают это, а также обращают внимание на безуспешность лечения предполагаемой соматической болезни.

Труднее всего обнаружить собственно нарушенное настроение. Врач должен уметь выявить различные признаки депрессии, имеющиеся в клинике такого недуга.

Наталкивают на мысль о маскированной депрессии — периодичность появления соматовегетативных и психических расстройств, наличие в анамнезе неясных соматических нарушений, стертые, классические депрессивные или маниакальные фазы, внезапность возникновения и исчезновения приступов заболевания, сезонное возникновение приступов болезни — преимущественно в осенне-весенний период, что присуще и другим, классическим видам депрессии. Большую помощь в диагностике могут оказать данные об отсутствии эффекта от соматической терапии и положительная реакция на лечение антидепрессантами.

image

Лечение

После подтверждения диагноза лечащий врач даст рекомендации, как лечить скрытую депрессию. Успешно лечиться удастся только в том случае, если терапия будет комплексной. Такой подход очень важен.

image

Лечение включает прием нескольких видов медицинских препаратов и психотерапию, которая поможет ускорить решение проблемы и избежать возможных сложностей во время выздоровления. Особенности терапии:

  1. Антидепрессанты. Как правило, назначают Дулоксетин или Анафранил. При нарушениях двигательной или умственной функции могут выписать Имипрамин или Мелипрамин.
  2. Транквилизаторы и ноотропы. Они помогают справляться с сильной тревожностью, а также улучшать общее состояние нервной системы. Большинству пациентов назначают Феназепам, Фенибут или Афобазол.
  3. Седативные препараты. Специальные средства позволяют избавиться от раздражительности, нервозности, агрессивности, а также улучшить работу сердца и повысить качество сна.
  4. Витамины и минералы. Прием витаминно-минеральных комплексов помогает поддерживать нервную систему в нормальном состоянии и уменьшать негативное влияние стрессов.
  5. Психотерапия. Психолог научит больного легко разбираться в себе, решать трудности и избавляться от негативных мыслей. Специальные методики могут не только вылечивать депрессивные состояния, но и полностью менять жизнь пациента к лучшему.

Первые положительные изменения после начала лечения станут заметны уже через пару недель. Избавиться от депрессии скрытого типа полностью удастся примерно через месяц. Тем не менее, это не является поводом прекратить лечение, т.к. есть большой риск рецидива. Важно пройти весь курс, назначенный врачом. Как правило, он длится от 3 до 6 месяцев.

Если не лечить маскированную депрессию, то существует высокая вероятность присоединения различных психических патологий, на устранение которых потребуется много времени и сил. Но лечиться самостоятельно без назначений врача – также не является правильным выбором.

Маскированная депрессия: симптомы, прогноз и лечение

Типично затяжное течение с небольшими колебаниями пониженного настроения в рамках одного приступа. Часто происходит постепенное углубление депрессивного состояния с появлением чувства тоски и тревоги, отчаяния, суицидальными мыслями и попытками. При увеличении тяжести депрессии в некоторых случаях происходит ее «очищение» от соматовегетативного «фасада», но более характерным является одновременное усиление соматовегетативных и эмоциональных проявлений.

Обычно больных начинают лечить амбулаторно, применяют разные сочетания антидепрессантов с нейролептиками, в некоторых случаях с транквилизаторами. Дозы и методы их введения отличаются с учетом особенностей конкретных случаев. Учитывая склонность маскированных депрессий к затяжному течению, нужно принимать меры для преодоления намечающейся устойчивости к терапии. При усилении глубины депрессии или появлении суицидальных мыслей — больные должны быть немедленно направлены в стационар.

Введение штатной должности психиатра в непсихиатрических стационарах и поликлиниках обеспечит адекватное лечение большего числа больных со скрытыми депрессиями и приведет к уменьшению опасности самоубийства при этих состояниях. И, конечно, необходимо включение в курс усовершенствования врачей-интернистов вопросов клинической психиатрии (в том числе и клиники ларвированных депрессий).

image

Причины возникновения

Причины развития маскированной депрессии изучены не полностью. Чаще всего этиология кроется в наследственности – генетической предрасположенности. Вызывают заболевание физиологические и биологические факторы. Один из них – дефицит нейромедиаторов, биологически активных веществ (аминокислоты, пептиды, моноамины), участвующих в передаче нервных импульсов и влияющих на состояние эмоционального фона.

До сих пор не изучены факторы, снижающие уровень дофамина, серотонина и норадреналина, – так называемых гормонов счастья, удовольствия, хорошего настроения и бодрости. Группой риска считаются люди с генетической патологией обмена веществ, сосудистых заболеваний головного мозга, хроническими аутоиммунными заболеваниями.

Эти заложенные в генах механизмы срабатывают при различных жизненных ситуациях:

  • возникновении препятствия для достижения поставленной цели, которое кажется непреодолимым, а отказ от цели – невозможным;
  • семейных конфликтах на любой почве: непонимания, насилия, финансовой или жилищной неустроенности, прессинга со стороны членов семьи;
  • напряженном трудовом процессе;
  • неблагополучных отношениях в коллективе или с руководителями;
  • стрессах из-за не ожидаемых событий – переездах, увольнении, нежелательной беременности.

Поэтому так важно на приеме у врача-психотерапевта рассказать обо всех существенных жизненных обстоятельствах последних лет. В течение этой беседы будут заметны тенденции и симптомы скрытой депрессии, что станет определяющим для постановки правильного диагноза и назначение соответствующий терапии.

Ссылка на основную публикацию
Похожие публикации